После того как я написал несколько отзывов на сообщения касательно супры в различных конференциях мне регулярно начали приходить письма с вопросами касательно турбомоторв устанавливаемых на супру. В данном тексте я постараюсь изложить основные взгляды на так называемую проблему турбомотора. Следует отметить что все написанное на 100% соответствует мотору 7М-GTE хотя частично справедливо и для других турбомоторов причем и для 1G Общие слова.

Турбина - собственно сам агрегат турбонагнетатель которвый использует энергию отработанных газов для создания давления на впуске. Само название турбина прижившееся в обиходе несколько не правильно, но я буду использовать его потому что так повелось. Турбонагнетатель состоит собственно из нескольких конструктивных элементов - собственно турбины (горячая ветвь), компрессора (холодная ветвь) а так же вала и подшипников на которых вал крутится. Так же в состав турбонагнетателя входит вастгейт- клапан для регулирования выхлопных газов. В корпусе турбонагнетателя выполнены каналы для подачи масла к подшипниками и охлождения подшипникового узла охлождающей жидкостью.

Tурбина в плане мощности штука двоякая... мощность конечно прибавляется но моментная и мощностная характеристики значительно ухудшаются по своим качественным а не количественным показателям - есть такое понятие турбо лаг или турбояма...

Следует заметить турбины сразу не кончаются и можно достаточно точно предсказать момент кончины. Хотя надо честно признать что возможны такие поломки турбины при которых без дальнейших хоть и простых, но все же механических работ дальше не поедешь.

Сколько живет турбина на супре и после какого пробега ее надо будет менять?

Cколько конкретно не знаю - это очень от многого зависит масло условия охлаждения, состав смеси, качество фильтра и его своевременная смена... Я немогу сказать сколько конкретно, но могу сказать что на супрах турбины очень хорошие и особо не ламучие... создается впечатление что лучше чем Garret или ККК по крайней мере надежнее, но это понятное дело субективно. Хотя :) И еще надо учесть что у 70ой супры штатно большая турбина с шарикоподшипниками и то что тоёта один из тех немногих производителей автомобилей который сам изготавливает турбины для своих машин.

Kак проверить турбину при покупке машины?

Турбину по хорошему без разборки проверить невозможно... Косвенно можно оценить по дыму из трубы в тот момент когда машина резко стартует - если посмотреть со стороны, и еще частично по давлению развиваемому турбиной, хотя штатный датчик показывает не точно.

В принципе если все уж очень хорошо то недолжно быть никаких свистов и сопений, хотя, как правило небольшой свист не криминал. Еще не разбирая надо внимательно послушать и понюхать под капотом. Именно под капотом не должно быть запаха выхлопных газов и не должно быть слышно шума выхлопа под капотом. Заявлениям продавца о прогоревшей гофре можно доверять только основательно проверив это утверждение, потому что посторонний шум выхлопа или выхлопные газы под капотом могут говорить либо о треснувшем корпусе турбины либо о треснувшем фланце турбины либо о треснувшем выпускном коллекторе либо о покоробленном выпускном коллекторе . Кстати последнее очень часто встречается на супрах в зоне шестого цилиндра - это признавала даже сама тоёта Видно очень хорошо снизу - если коллектор покороблен то есть нагар между головкой и коллектором...

У семедесятой супры 7М -GTE - от турбины (имеется в виду от ее торца) отходит резиновая труба большего диаметра через которую поступает воздух на вход... Крепится труба одним хомутом.... так вот ее надо снять с турбины и будут видны лопатки компрессора за них можно трогать пальцами и крутить .... то-есть диагностировать ..., а там дальше все понятно - компрессорное колесо не должно иметь на лопатках следов износа и упаси боже отломанных лопаток. Вал должен крутиться очень легко ...без каких бы то ни было заеданий или закусываний - допустим небольшой но ощутимый пальцами осевой люфт... радиальный люфт очень неприятен... Люфты вала не очень то и страшное явление НО во первых люфт вала способствует повышенному расходу масла через подшипник турбины во вторых если люфт вала превысит разумные пределы то рабочие колеса турбины или компрессора могут встретится с корпусами , а что произойдет при такой встрече на оборотах больше 30000 не трудно представить... Когда снят патрубок обратите внимание, сколько там масла - должно быть, но не очень много... Скажем так должен наблюдаться равномерный масляный налет но не ручьи... Про расход масла по результатам опросов общественного мнения я пришел к выводу что нормальный расход масла турбомотором это примерно 1 литр на тысячу километров... Причем львиная доля приходится на расход масла именно через подшипник турбины. Однако у меня стоит турбина которой исполнилось 11 лет и масло машина кушает 0,5 на тысячу при очень жестком режиме работы...

Как турбина ломается, и каких поломок надо бояться?

По большей части поломок не так много .... Заклинил вал Поломались или обгорели лопатки Потрескался корпус турбины Сломался вал . Я их перечислил в порядке возрастания опасности... Сломанный вал перестает препятствовать маслу попадать во впускной коллектор откуда его засасывает в цилиндры в умопомрачительных количествах... Мне рассказывали про селику у которой мотор высосал за несколько секунд все масло из картера и переправил его в цилиндры после чего случился гидроудар . Причем если сломался вал то масло НАВЕРНЯКА потечет и во впуск и в выпуск... То же может произойти и при треснувшем корпусе подшипника. Если такая поломка произошла в дороге - необходимо выковырять - если получится обломки вала и рабочих колес и обязательно заглушить подвод масла к турбине... Поломка лопаток тоже не сладкое явление, поскольку лопатки компрессора летят во впуск и дальше в цилиндры... Эхх

Ну вот собственно и немного недосказал про твинтурбо моторы... Дело там вот в чем тот мотор который твинтурбо это 1G-GTE два литра 180-200 л.с. Сам мотор в принципе получше чем 7М но у него выше степень форсировки соответственно дальше его вдувать без серьезных переделок неполучится раз и его ресурс изначально меньше чем у 7М-GTE в стандарте да и интеркулер значительно меньше и характеристика хуже . Хуже характеристика и меньше мощность. Вместе с тем чтоит отметить что констркуторские взгляды 80х подрузомевали что турбина большого диаметра лучше чем две турбины малого, в девяностых это мнение изменилось на противоположное. Как дела обстоят на самом деле я сказать немогу. У обоих вариантов есть преймущества и недостатки.

Кстати супра весит 1600кг ... это так к вопросу о мощности... :) Как я уже писал из 7М можно вложив денег в пределах 1000 получить 290-310 сил... если на тюнинг потратить еще 1500 то будет уже 360-380 сил еще 2500$ и будет 430 но думаю это уже не разумно а вот 300 сил для супры в самый раз... хотя я занялся почти второй стадией... Да и разумеется тюнинг до таких показателей это не фильтры КN и не прямоточный выпуск - это управление давлением наддува и количеством топлива.

(с) jarwhite

Hosted by uCoz